Русский тяжеловоз — порода лошади

Рост лошади — 150-153 см.

Масть — рыжая в основной массе, редко вороная и рыже-чалая, белые отметины на ногах и морде обязательны.

Экстерьер — самый невысокий тяжеловоз из отечественных. Длинная морда, достаточно сухая, шея очень широкая, мощная, плечи спрямленные, мышечный корпус размещается на невысоких ногах, ноги толстые, крепкие, устойчивые, копыто широкое, оброслость гривы, челки, хвоста и щеток выраженная.

Краткое описание породы

Отличительные преимущества русских тяжеловозов — абсолютная неприхотливость в условиях содержания и корме, долговечная служба на благо человека, высокая продуктивность лошади. Последний указанный параметр касается выработки молочной продукции. Кобылы данной породы дают большой объем молока, из которого производятся редкие сорта сыра. Внешне лошади породы Русский тяжеловоз прославились средней размером и при этом легкой головой с широким лбом, которая восседает на короткой мускулистой шее, густой шикарной шевелюрой в гриве и хвосте, а также длинными щетками на конечностях. Телосложение лошади характерное для тяжеловозов, длинная сильная спина, сухая конституция, короткие сильные конечности, ровная поясница и достаточно широкая холка.

Эффектная внешность и высокая трудоспособность лошади делает ее незаменимой в хозяйствовании и фермерстве. Сегодня лошадей породы Русский тяжеловоз подразделяют на три подвида:

  1. Уральский тип лошади, который разнится удлиненными конечностями, покрытыми объемной шевелюрой.
  2. Массивный тип лошадей, которые большие по габаритам по сравнению с другими тяжеловозами.
  3. Новоалексеевский тип лошади, схожий визуально с массивным типом, но немного меньший по параметрам.

Визитная карточка коня данной породы — непоколебима выносливость, спокойный добрый нрав, покорность хозяину.

Читайте про другие русские породы тяжеловозов:

  • Советский тяжеловоз
  • Владимирский тяжеловоз
  • Ново-александровский тяжеловоз

История породы

Примерно одно столетие тому русский народ начал активно вести селекцию породы Русский тяжеловоз. Первыми предками лошадей признаны древние ардены, которые проживали в Бельгийских горах. На то время эти животные выглядели не однотипно, к тому же в экстерьере были зафиксированы многие недочеты. При этом ардены быстро преодолевали расстояния, а их облик преображала сухая конституция телосложения. Люди быстро нашли общий язык с этими лошадьми, так как они кушали любой корм с особым аппетитом и прекрасно себя чувствовали в любых условиях содержания.

Россияне оценили по достоинству таких неприхотливых лошадей, на момент 1904 года около 376 ферм занялись разведением арденов. Самые масштабные коннозаводства — Хреновский и Деркульский заводы. Все владельцы и работники конных заводов всячески пытались распространить эту породу лошадей. А чтобы устранить недостатки арденов, их регулярно скрещивали с разными славными скакунами, в частности, с брабансонами.

Такие работы не прошли даром, спустя годы ардены стали гораздо внушительнее выглядеть и демонстрировать лучшие качества. Проходящая в Париже мировая выставка в 1900 году не прошла бесследно для этих лошадей, арденов выделили, как достойных рабочих самобытных лошадей. В частности, восхищение зрителей удостоился самец по кличке Каравай, бурый кон данной породы. Ему даже вручили золотую медаль, как самому ценному выпускнику Хреновского конного завода.

В самой же Бельгии породу подавила другая более мощная лошадь — бельгийская рабочая порода. И русские люди приложили максимум усилий, чтобы сохранить представителей породы арденов. Коннозаводства поставили цель вывести невысокую рабочую лошадь, которая сможет трудиться на благо отечества, при этом быть неприхотливой и выносливой.

Племенными производителями в селекции и выведении новой породы стали многие лошади, в частности кони по кличке Караул, Ларчик, Рубикон и Поденщик.

Выведенное поголовье новых лошадей значительно отличалось от ранее привычных русскому народу арденов. По наступлению 1952 года Министерство сельского хозяйства Советского союза выдало установление, где говорилось о том ,что породу стоит обозначить наименованием — Русский тяжеловоз.

Образ жизни в природе

Для того чтобы найти подход к такой лошади, нужно знать его основные черты характера, требования к содержанию и уходу, а также предпочтения в корме.

Характер и повадки

Натура русского тяжеловоза проста — небывалая выносливость, признание и покорность человеку, высокий показатель подвижности и энергичности. Благодаря таким характеристикам лошадь идеальна в сельхоз работах. Спокойная и уравновешенная лошадь быстро привыкает к новому владельцу, адаптируется к любым условиям жизни в пределах разумного и быстро вписывается в рабочий график. Но если что-то пошло не так, лошадь может проявить свой характер, слегка взбрыкнув.

Разведение и содержание

Если на ферме содержится около 100 кобыл русского тяжеловоза,на них приходится около 85% выводка жеребят. К тому же одна кобыла способна выводить потомство 20-25 лет. Разводятся и содержатся кобылы с жеребцами на деревенских фермах, где животные проходят тренировочные занятия и демонстрируют свои умения. После чего заводчик легко отбирает самых трудоспособных жеребцов и перспективных кобылиц.

Лошади считаются скороспелыми производителями, уже на момент 1,5 года жеребец достигает полный рост в холке, сравнимый со взрослой особью. В этом возрасте 75% жеребцов также набирают нужную массу тела. И уже на момент трехлетия они прекращают расти. Лошади достаточно будет свободного вольера под открытым небом в виде шатра.

Питание

Несмотря на неприхотливость и легкую адаптацию к погодным условиям, русские тяжеловозы нуждаются в обильном питье. В качестве корма подойдет любая растительность, которую предпочитают другие лошади. Тяжеловозы будут рады любому корму, несмотря на его дороговизну и ценность. Это может быть свежая трава, сено, твердые корма и злаки. Подкармливать лошадей для поддержания энергичности и работоспособности можно концентрированными кормами, витаминами и минералами. Лошади любят морковь, свеклу и сахар, чем часто поощряют животных.

Применение русских тяжеловозов

Последние годы русских тяжеловозов массово закупают частные фермеры, стремящиеся вести племенное развитие породы. За счет высокой продуктивности кобыл этой породы, многие фермерства занимаются производством кумыса и редких сортов сыра. В данном случае владельцы содержат большое количество кобылиц, которые за счет полноценного питания дают достойное потомство и проявляют заботу о своем выводке.

Многие конезаводы владеют лошадьми породы Русский тяжеловоз ради мяса, а также большого объема молока. Одна полноценная кобыла за год способна выдавать около 3 тонн молока во время лактации. Как показывает практика, такие показатели удоя демонстрируют все кобылы разных пород тяжеловозов.

Русский тяжеловоз идеально подходит для туристического бизнеса, так как эти лошади демонстрируют выносливость, добронравие и крепость. Лошади катают верхом на себе детей и взрослых без отдыха полдня, особенно после сладких угощений в качестве поощрений.

Интересные факты

  1. Русский тяжеловоз признан самым крупным тяжело-упряжным конем среди прочих своих собратьев.
  2. Самые ценные представители породы Русский тяжеловоз находятся в заводе Куединском в Пермской области, Вологодском заводе, а также на заводе Мстиславском, что в Белоруссии.
  3. Несмотря на то, что лошадь именуется русской, выведением ее занимались коневоды на территории Украины в том числе.
  4. Сегодня существуют два типа выведения русского тяжеловоза — уральский и украинский тип, от каждого идут дополнительные линии.
  5. Русский тяжеловоз активно принимает участие в улучшении других пород лошадей.

Фотогаллерея

Обычный русский тяжеловоз

Русский тяжеловоз в зелени

Огромный Русский тяжеловоз

Сколько стоит русский тяжик

Прежде чем приступать к покупке жеребца породы Русский тяжеловоз, следует выбрать опытного заводчика, который длительное время занимается такими лошадьми. Только в такой ситуации покупатель может не переживать по поводу состояния здоровья и чистокровности лошади соответственно стандартам.

Самый популярный по продажам русских тяжеловозов считается Прилепский племенной конезавод, на протяжении нескольких десятков лет там занимаются выводком настоящих тяжеловозов. Получить животное по выгодной цене можно в случае ликвидации племени. Как показывает практика, в таких ситуациях лошадей продавали за 1-1,5 тысячи американских долларов. Выбирая поставщика лошадей, немаловажную роль играет место расположения и отдаленность фермы или завода от проживания заказчика.

Русский тяжеловоз сегодня

На текущее время практически все конезаводы переживают сложные времена, многие из них просто становятся банкротами и вынуждены распродавать лошадей за бесценок. Вообще тяжеловозы неприхотливые животные, продающиеся за среднюю стоимость, которая многим людям будет вполне по карману. За счет этого при Советском Союзе разведение такого бизнеса подкреплялось государственной поддержкой. К сожалению, нынешние частники могут рассчитывать только на самообеспечение.

Из-за нехватки средств на поддержание фермерства многие коннозаводства теряют уровень технической базы, сокращая поголовье до минимума. Нехватка корма сказывает на размерах, молодняк растет с меньшим ростом и слабыми характеристиками. На сегодня статистика демонстрирует сокращение поголовья русских тяжеловозов в 3,5 раза. И только при помощи энтузиастов кое-как поддерживается племенная работа по сохранность породы.

Русский тяжеловоз (русская тяжелоупряжная порода лошадей)

Эта порода имеет отношение к отдельной группе не крупных тяжеловозов. Русский тяжеловоз является предназначенной специальным образом для применения ее в сфере сельского хозяйства. И использование идет, в качестве племенной и рабочей лошадки. Невероятно отличные мясные качества, как и высокий уровень молочной продуктивности, открывает прекрасную перспективу к применению зверьков данной породы в коневодстве продуктивного плана.

Началось выведение породы в России приблизительно сотню лет назад. В то время, когда начали завоз мелких лошадок тяжеловозного типа, прямо из Бельгии. То есть, арденов. Строгий отбор в итоге помог сделать так, чтобы была приобретена гармоничность сложения и отличный экстерьер и строение лошади. Ну а в 1900 году в столице Франции в процессе Всемирной выставки, арденам довелось обратить на себя всеобщее внимание. И русские ардены, таким образом, произвели впечатление, как отдельная и своеобразная порода рабочих лошадок.

Русский тяжеловоз во всей красе

Ну, а один из лучших в тот момент был прелестный бурый жеребец Хреновского конного завода. Этот конь еще в 1887 году получал золотую медаль, так о чем же здесь можно говорить! Ну а в Бельгии к тому времени, уже перестала существовать былая арденская порода. Там ее поглотила крупнейшая бельгийская рабочая лошадка. Ну а русская тяжеловозная порода лошади обладала огромными отличиями от настоящих арденов из Бельгии, так что, и назвать ее иначе, решили в Советском союзе, в далеком 1952 году.

Характеристика

Это лошадки с сухими и легкими, широколобыми головами.

Русский тяжеловоз в упряжке

Живые глазки и крепкая, мускулистая шея у лошади, что красиво изогнута. Причем шея их, имеет достаточную длину. Что касаемо холки, она очень широка. У лошадок этих прекрасный темперамент. Они энергичны и уравновешенны. А об их добром нраве, можно слагать легенды. Порода лошади русский тяжеловоз обладают сухой и очень крепкой при этом, конституцией. В особенности, одним из ценнейших их качеств, является то, что они совершенно неприхотливы к получаемому корму.

Им все равно, в каких условиях они содержатся. К тому же, это невероятно долговечная лошадиная порода. И притом, животные эти редкостно плодовиты. Столь высокие показатели, что и представить сложно. А срок службы племенного плана (полового цикла), у множества жеребцов с кобылами, может продолжаться до двадцати-двадцати пяти лет. А это, отличные показатели.

Русских тяяжеловозов частенько используют на хозяйственных работах конный завод. И это способствует тому, что вырабатываются лучшие рабочие качества, а также отбору самых способных к работе, лошадок.

Лошадь русский тяжеловоз – гордость отечественного коневодства. Над её выведением и усовершенствованием трудились российские и украинские учёные, а сама селекционная работа затянулась почти на сотню лет. Порода была зарегистрирована в 1952 году. О её происхождении, характеристиках и достоинствах расскажем далее.

Лошадь русский тяжеловоз

Особенности породы

Идея создания русской тяжелоупряжной лошади возникла, когда без коня не обходилось ни одно хозяйство. Это сейчас можно выполнять всю тяжёлую работу на машине, но 150 лет назад её выполняли кони: они пахали и перевозили грузы.

Русский тяжеловоз – гордость отечественного коневодства. Эта лошадь неприхотлива, умна, вынослива, послушна. Даже современные сельские жители используют её для помощи по хозяйству. Одним из преимуществ породы является то, что животные нетребовательны к кормовой базе. Питаясь подножным кормом, они сохраняют хорошую физическую форму.

Современный русский тяжеловоз представлен тремя разновидностями:

  1. Уральский тип. Для него характерны длинные конечности, которые обильно покрыты волосами.
  2. Массивный тип. Эти скакуны считаются самыми крупными.
  3. Новоалексеевский тип характеризуется меньшими габаритами по сравнению с предыдущим.

История происхождения

Около 150 лет назад на территорию России завезли мелких тяжеловозных бельгийских коней, арденов. Хотя их внешний облик не впечатлял, однако сельские жители оценили работоспособность иностранных скакунов и неприхотливость к условиям содержания. Эти животные проявляли активность, готовы были трудиться без устали, при этом особо не нуждаясь в богатой кормовой базе. Именно бельгийские ардены и стали прародителями русского тяжеловоза. Их разводили в частных хозяйствах на протяжении десятилетий.

Масштабная селекционная работа началась в 1860 году в Петровской академии. Главное ядро новой породы сформировалось именно там. За основу брали лучших украинских и российских лошадей, из их помесей отбирали жеребят с оптимальными признаками. Однако потомство перенимало внешние недостатки арденов. Чтобы обновить кровь и устранить дефекты, учёные проводили скрещивание помесных кобыл с брабансонами.

К концу 18 века порода изменила облик в лучшую сторону. Когда в 1900 году проводилась выставка в Париже, где и представили улучшенного русского тяжеловоза официально, порода получила признание публики. Присутствующий на выставке жеребец даже был удостоен золотой медали. В дальнейшем селекционная работа продолжалась вплоть до начала гражданской войны. Учёные направили силы на увеличение рослости коней. Для этого потомков арденов скрещивали с крупными породами.

Внешний вид русского тяжеловоза

Гражданская и Великая Отечественная войны нанесли урон племенному поголовью русских арденов, но всё же породу удалось сберечь. Новые лошади сильно отличались внешне от своих бельгийских прародителей, но сохранили их главные качества:

  • физическую силу;
  • выносливость;
  • приспособленность к климату средней полосы;
  • неприхотливость и нетребовательность к кормовой базе.

В 1952 году породу официально назвали русским тяжеловозом. С тех пор она считается одной из лучших среди лошадей отечественной селекции.

Внешний вид

Лошадь русский тяжеловоз не отличается высоким ростом, но она очень хорошо сложена. У представителей породы мускулистое тело, крепкие ноги и мощная грудь. Рассмотрим внешние характеристики русского тяжеловоза:

  • рост – 150-153 см;
  • вес жеребца – 650-700 кг, кобылы – 500 кг;
  • голова среднего размера с широкой лобной частью;
  • шея недлинная, с характерным плавным изгибом, мощная;
  • холка широкая;
  • линия спины ровная, поясничная часть мясистая;
  • грудь бочкообразной формы с хорошо выделяющейся мышечной массой;
  • круп округлый, раздвоенный, немного опущенный;
  • конечности крепкие средней длины с правильной постановкой, покрыты длинными волосами;
  • грива густая;
  • масть преимущественно рыжая или бурая, реже – рыже-чалая или вороная.

Внимание! На нижней части ног прямо над копытами у русских тяжеловозов имеются белые метки. Это их типичная особенность.

Характер

Представители отечественной породы лошадей отличаются добрым нравом. Они никогда не проявляют норов. Эти животные умны и уравновешены, быстро привыкают к владельцу и покоряются ему.

Русский тяжеловоз активен и трудолюбив. Он способен работать не только в упряжке, но и под седлом. Коневоды отмечают, что представители русской тяжеловозной породы заслуживают доверия. Даже если управлять ими будет неопытный наездник, конь не выбросит его из седла.

Внимание! Лошадь русский тяжеловоз способна быстро привыкать к хозяину и новому режиму работы. Она вынослива и нетребовательна к условиям содержания.

Несмотря на покладистый и спокойный характер, лошадка в ответ на грубое обращение может взбрыкнуть. Как и любые другие животные, потомки арденов, почувствовав опасность, проявляют инстинкт самосохранения, начинают защищаться.

Особенности разведения

Селекционеры на протяжении десятилетий работали над созданием и улучшением характеристик породы русский тяжеловоз. Чтобы сохранить её признаки, разведение этих животных происходит по основным наработанным линиям, внутри племени. Владельцы породистых жеребцов и кобыл придерживаются этих принципов, чтобы полученное потомство не утратило ценные черты и качества.

Кобылы этой породы скороспелые. Уже в возрасте 3 лет их рост прекращается, они готовы к воспроизводству и работе. Для племенного разведения их используют 24-25 лет. Новорождённый жеребёнок появляется на свет довольно крупным – 230-240 кг. Потомство быстро растёт благодаря высокой молочности самок.

Внимание! Кобыла за 1 лактационный период способна дать 2500-3000 литров молока. Рекордсменкой в этой области стала лошадь по кличке Лукошка, которая дала 4800 литров молока за 305 дней.

Сегодня представители обсуждаемой нами породы используются в разных направлениях. По-прежнему остаётся актуальным их применение в сельском хозяйстве. В сёлах лошадь пашет землю, обслуживает фермы, перевозит дрова, уголь, ёмкости с водой.

Порода используется в сельском хозяйстве и туризме

Вторая сфера использования сильных и красивых скакунов – туризм и досуг. В парках на них катаются дети и взрослые, совершая конные прогулки, а от фото с такими красавцами мало кто откажется. При хорошем уходе русский тяжеловоз выглядит роскошно.

В молочной отрасли эти лошади используются активно. Из их питательного молока изготавливают кумыс, кисломолочный продукт. В России пока не производят сыр из кобыльего молока, который пользуется спросом в Казахстане, но, возможно, вскоре он появится и на прилавках магазинов в нашей стране.

Порода лошадей русский тяжеловоз заслуживает высокие оценки коневодов. Она проявляет прекрасные качества, выделяющие её среди других скакунов – выносливость, трудолюбие, умение приспосабливаться к новым условиям жизни и работы, неприхотливость. Потомки бельгийских арденов – гордость русской селекции.

Русская тяжеловозная порода лошадей: характеристика, уход и кормление

Несмотря на тотальную автомобилизацию и механизацию, лошади до сих пор не утратили своё экономическое значение. Именно такой является порода лошадей, представителей которой обычно называют русскими тяжеловозами. Хотя области хозяйственного применения этих лошадей значительно сузились, они до сих пор остаются востребованными, порой даже в новом качестве.

Историческая справка

Данную породу начали формировать в конце XIX века. Её основой послужили бельгийские ардены — одна из старейших тягловых пород. Они не блистали экстерьером, но обладали отличными рабочими качествами.

В селекционной работе, проводимой в Российской империи по улучшению качеств бельгийских арденов, использовали брабансонов, орловских рысаков и некоторые другие породы. Первые результаты селекции были представлены в 1900 году на Парижской выставке.

Это был жеребец Каравай, улучшенная порода арденов, который получил золотую медаль выставки.

Однако селекционная работа на этом не закончилась. Усилия были брошены на создание сравнительно некрупного, сильного, выносливого тяжеловоза, неприхотливого к условиям содержания. Новая порода была создана около 1937 года, однако она получилась чрезмерно низкорослой — чуть более 140 см в холке.

Поэтому её доработка продолжилась. Наконец, в 1952 году эта работа увенчалась успехом, что выразилось в официальной регистрации новой породы, которую нарекли «русский тяжеловоз» (ранее её именовали русским арденом).

Знаете ли вы? Известно, что в США существует немало так называемых сумасшедших законов. Некоторые из них касаются и лошадей. Так, в штате Юта есть закон, по которому незамужняя женщина за езду на лошади в воскресенье может быть подвергнута заключению в тюрьму. В ряде других штатов мужчина при вступлении в брак не имеет права ездить на кобыле в одиночку до тех пор, пока не будет женат более года.

Общая характеристика

Данная порода относится к группе невысоких тяжеловозов, что и определяет её экстерьер и характер, сформированные в процессе селекции. Рассмотрим подробнее внешние признаки и особенности поведения представителей этой породы.

Экстерьер

У русских тяжеловозов превалируют рыжая и бурая масти, реже встречаются гнедые, рыже-чалые и вороные лошади. Их рост в холке в среднем составляет 150 см. Эти животные обладают мускулистым и несколько удлинённым туловищем.

Их внешние характеристики таковы:

  • длина туловища — 162-205 см;
  • охват пясти — 21-22 см;
  • масса достигает 700 кг у жеребцов и 500 кг у кобыл;
  • голова широколобая, сухая;
  • уши маленькие, стоячие;
  • шея мощная, с плавным изгибом;
  • холка широкая;
  • спина широкая, прямая или с небольшим прогибом;
  • круп раздвоенный, немного обвислый;
  • грудь широкая, бочкообразная;
  • конечности коротковатые, обросшие, крепкие и костистые;
  • грива и хвост густые.

Узнайте, какие еще породы лошадей относят к тяжеловозам, а также, узнайте об особенностях содержания советского тяжеловоза.

Характер

Эти лошади уравновешенны и покладисты, довольно подвижны, быстро привыкают к смене хозяев, мест и условий содержания (конечно же, в разумных пределах). Работают как в упряжке, так и под седлом. Взбрыкивают редко, обычно в ответ на явную грубость.

Достоинства и недостатки

Из достоинств русских тяжеловозов отмечают следующие:

  • высокая адаптивность к различным условиям содержания и климату (эту породу используют как в тёплых, так и в северных регионах);
  • уравновешенный характер;
  • нетребовательность к кормам (способны длительное время питаться исключительно подножными кормами; некоторое время могут употреблять одну солому; способны неплохо набирать массу в отсутствии концентрированных кормов);
  • быстрое развитие жеребят (в полуторалетнем возрасте набирают три четверти массы взрослой лошади, а к трём годам достигают максимума развития и перестают расти);
  • универсализм использования;
  • продуктивное долголетие (производящих жеребят кобыл и жеребцов-производителей используют до 25 лет);
  • высокая молочная продуктивность кобыл;
  • отличная работоспособность, которая сохраняется на протяжении длительного времени (до 25 лет).

Выраженных недостатков русские тяжеловозы не имеют, однако совершенствование породы ведётся до сих пор. В настоящее время в племенной работе акцент делается на выведении укрупнённой линии ростом выше 155 см в холке.

Сфера применения

Этих лошадей, прежде всего, используют для перевозки грузов и выполнения сельскохозяйственных работ (например, в процессе скашивания травы конной косилкой), но этим их применение не исчерпывается. Русских тяжеловозов запрягают в экипажи, используют в качестве ездовых — всё это очень востребовано в туристическом бизнесе.

Под седлом эти животные ведут себя спокойно, что позволяет ездить на них неопытным наездникам.

Помимо этого, данную породу часто используют для улучшения качества местного непородистого лошадиного поголовья. В некоторых регионах практикуют скрещивание «тяжей» с местными лошадьми для получения высокопродуктивных мясных гибридов. Ещё одно направление использования русских тяжеловозов — производство молока.

Кобылы этой породы в среднем дают 2700 л молока за год. Имеются и кобылы-рекордсменки, которые производят свыше 4 000 л молока на протяжении года.

Знаете ли вы? Самую первую лошадь, останки которой нашли археологи, назвали поэтическим именем Эогиппус, что в переводе с греческого языка означает «лошадь рассвета». Данный вид лошадей появился на Земле примерно 60 миллионов лет назад. Рост представителей этого вида составлял около 35 см. Весила же такая лошадка примерно 5 кг. У неё было по четыре пальца на передних ногах и по три — на задних.

Как отмечалось выше, одним из положительных качеств русских тяжеловозов является их неприхотливость. Но, как и другим породам лошадей, им необходимы комфортные условия содержания в конюшнях, полноценный уход и рацион. Рассмотрим подробнее особенности содержания данной породы.

Конюшня

Русских тяжеловозов содержат в оборудованных конюшнях.

При этом должны обеспечиваться следующие условия содержания:

  • размер денника — 3,5 х 3,5 м при высоте потолка в 3 м;
  • сквозняки недопустимы, но в обязательном порядке необходимо оборудовать вентиляцию (наиболее распространена приточно-вытяжная);
  • в качестве поилки можно использовать питьевое ведро или автопоилку (она предпочтительней), но эти устройства должны быть выполнены из нетоксичных материалов (качественного пластика, алюминия, нержавейки);
  • к материалу кормушек предъявляются те же требования, что и к поилкам;
  • автопоилки и кормушки монтируются на определённой высоте (обычно 70-80 см от уровня пола), ведро устанавливают на полу денника;
  • пол обычно обустраивают глинобитный, керамзитобетонный или цементный с деревянным настилом (используется доска 50 мм толщины);
  • в качестве подстилки в денниках используют слой опилок, соломы или смесь опилок и торфа;
  • освещение должно быть 16-часовым интенсивностью 160-200 люкс;
  • зимние морозы лошади переносят без проблем, они могут находиться и в неотапливаемой конюшне, навредить им могут только сквозняки и повышенная влажность. Сильную жару переносят хуже. Поэтому в эту пору необходимы регулярное обмывание или обливание из шланга слегка подогретой водой, практикуется также купание.Чрезмерно длительное пребывание животного под прямыми солнечными лучами в жару может привести к перегреву и тепловому удару.

Уборка и гигиена

В целях профилактики заболеваний необходимо проводить визуальные осмотры лошади и выполнять следующие действия:

  • ежедневно чистить денник, кормушку, поилку;
  • каждый день проводить чистку шерсти лошади, а также расчёсывание её гривы, причём если лошадей несколько, то каждая должна быть обеспечена индивидуальным скребком, расчёской и щёткой;
  • после прогулок или рабочего дня необходимо осматривать лошадиные копыта на предмет застрявших там камушков, сучков и т.п.;
  • нужно регулярно осматривать зубы животного, а при наличии механических повреждений зубов или неприятного запаха обратиться к ветеринару.

Кормление и поение

Как указывалось выше, данная порода отличается неприхотливостью к кормам. Она может длительное время обходиться грубыми (сено и солома) или подножными кормами. Однако рекомендуется регулярно подкармливать русских тяжеловозов и концентрированными кормами.

Лучшими такими кормами считаются овёс и ячмень. Также их можно дополнять зерном кукурузы, но не более трети объёма концентрированных кормов.

Зерновой корм можно заменить отрубями, увлажнёнными до состояния каши. Помимо этого, очень полезными являются корнеплоды, а именно морковь и свекла, которые до засыпания в кормушку необходимо тщательно очистить от грязи и мелко порубить. Их суточная норма в рационе не должна превышать 10 кг. Наилучшим вариантом кормления русских тяжеловозов в летний период является их выгул на пастбище в сочетании с подкормкой концентрированными кормами. Кроме того, в рацион должна входить соль.

Регламент кормёжки обычно подстраивают в соответствии с хозяйственным использованием лошади. Кормят их до 5 раз в день.

Важно! Русских тяжеловозов нельзя перекармливать — это может привести к ревматическому воспалению копыт и сделает коня неработоспособным. Даже излечившееся животное может в дальнейшем испытывать неприятные ощущения во время движения.

Поят лошадей обычно дважды в день. Однако, в связи с распространением автопоилок, эта практика видоизменилась. В настоящее время многие владельцы лошадей оставляют автопоилки постоянно включенными.

Питомцы очень быстро привыкают к наличию постоянного источника воды в конюшне и пьют воду по мере необходимости малыми порциями. Температура воды в поилке должна составлять примерно +20 °С. Подытоживая, можно отметить, что русские тяжеловозы очень хороши в качестве неприхотливого и выносливого тяглового животного. Но этим их использование не ограничивается: они могут ходить под седлом, улучшать другие породы, быть производителями молока.

Все эти качества заслуженно обеспечили популярность данной породы среди фермеров, в туристическом бизнесе и в других отраслях.

Лошадь Русский тяжеловоз

Русский тяжеловоз – первая российская порода, которая изначально создавалась как тяжелоупряжная лошадь, а не из серии «так получилось». До тяжеловозов существовали упряжные лошади, которых в то время называли «ломовыми». Это были крупные и достаточно массивные животные, более близкие к универсальному типу. Такой была выведенная в XVIII веке Кузнецкая лошадь.

Но выведенная на основе аборигенного поголовья Западной Сибири крепкая рабочая лошадь не в полной мере отвечала требованиям к тяжеловозным породам. Это и послужило причиной ее исчезновения из-за смешивания с завезенными в XIX веке западными тяжеловозами.

История

Формирование же русского тяжеловоза проводилось на европейской части Российской империи. Началось оно во второй половине XIX века, когда в Россию начали поступать бельгийские универсальные лошади. Свое имя эти лошади получили по названию местности, в которой были выведены. Регион называется Арденнами и расположен на границе Бельгии и Франции.

Планомерно разводить Арденнов начали в заводе при Петровской (Тимирязевской) Сельхозакадемии. Арденны были очень неприхотливы и подвижны, но имели множество экстерьерных недостатков. Примерно в этом же время в Россию стали активно завозить и другие породы тяжелоупряжных лошадей из Европы.

После Петровской Сельхозакадемии заводы по разведению Арденнов были организованы в Малороссии и на юго-восточной границе империи. В Малороссии с целью улучшить экстерьерные характеристики Арденнских лошадей их начали скрещивать с местными кобылами, приливая также кровь Брабансонов и Орловских рысаков. На картине 1898 года лошадь породы Русский тяжеловоз показывает значительную долю орловской крови.

Тогда эти лошади еще не назывались Русскими тяжеловозами. Более того, сегодня любой специалист уверенно скажет, что на картине помесь Орловского рысака с какой-то тяжеловозной породой. Причем не слишком удачная: короткая, но тонкая шея; слишком тонки для массивного туловища ноги; слабоватый для тяжеловоза круп с недостаточно развитыми мышцами. Это то, что было унаследовано от Орловского рысака – легкоупряжной скоростной породы. А вот крупная грудная клетка и прямая лопатка указывают на шаговую Арденнскую породу тяжеловозов.

В 1900 году выводимая в Российской империи порода тяжеловозов была впервые представлена на Парижской выставке. Развитию новой тяжеловозной породы воспрепятствовала Первая мировая война и последовавшие за ней Великая Октябрьская революция и Гражданская война. Эти невзгоды практически уничтожили зарождавшуюся русскую тяжеловозную лошадь. В 1924 году удалось найти лишь 92 жеребца. Хотя будущим русским тяжеловозам повезло больше. От Стрелецкой породы осталось лишь 6 голов, из которых лишь 2 были жеребцами.

К 1937 году поголовье было восстановлено и работа над породой продолжилась. Были основаны заводы на Украине и на южной границе РСФСР, где и велась селекция будущего Русского тяжеловоза. Но официально как порода русский тяжеловоз был зарегистрирован лишь в 1952 году.

Но получившаяся лошадь не отличалась большим ростом. Ее средний размер был около 152 см. Так как потребность в крупных ломовых лошадях на юге начала падать, то небольшая высота в холке оказалась даже преимуществом. По соотношению затраты/экономическая отдача характеристики породы Русских тяжеловозов выше среднего.

Благодаря своим качествам эта порода распространилась почти по всему СССР. Сегодня Русскую тяжеловозную породу разводят даже в Вологодской области, находящейся значительно дальше к северу, чем «родные» Полтава, Чесма или Деркуль.

Описание

Фото русского тяжеловоза демонстрируют ладную дельную лошадь с головой средних размеров и мощной, изогнутой аркой, шеей. Такая шея является отличительной особенностью Русского тяжеловоза. У двух других пород тяжеловозов «советского» производства шеи более прямые.

Голова широколобая, с выразительными глазами. Шея для тяжеловоза длинная, хорошо обмускуленная. Корпус мощный, с широкой, длинной и глубокой грудной клеткой. Широкая крепкая спина. Относительно длинная поясница. Ноги недлинные, с правильным поставом. «Щетки» на ногах умеренные.

На заметку! Ни одна из «советских» тяжеловозных пород не имеет фризов, какими обладают Шайры и Клайдесдали.

Рост жеребцов 152 см, обхват груди 206 см, косая длина туловища 162 см. Обхват пясти 22 см. По сравнению с дореволюционным вариантом помесей, такие ноги при небольшом росте являются серьезным достоинством Русского тяжеловоза. Вес взрослых жеребцов 550—600 кг. Лошади отличаются скороспелостью, достигая почти полного развития в 3 года.

Масти Русский тяжеловоз унаследовал от своих предков Арденнов и Брабансонов. Основные масти, унаследованные от бельгийских пород – рыже-чалая и рыжая. Могут попадаться гнедые особи.

Интересно! Сегодня в породе существует два типа: украинский и уральский.

Нюансы содержания

На фото лошадь породы Русский тяжеловоз, а не раскормленный Советский, как можно было бы подумать, глядя на габариты. Это жеребец-производитель Сапсан 2006 года рождения. Это и есть основная проблема коней этой породы. При их неприхотливости и экономичности в содержании этих лошадей очень легко перекормить. На заводах же это основная проблема для производителей любой породы. Конюха постоянно стараются подкинуть жеребцу побольше овса и сена. Чтоб не оголодал, стоя без работы.

Если бы дело было только в жировых отложениях, то особого повода для беспокойства не было бы. Но у ожиревшего животного возникают те же заболевания, что и у людей с повышенным весом:

  • нарушается работа сердечно-сосудистой системы;
  • идет повышенная нагрузка на суставы ног;
  • и специфическая проблема лошадей: ревматическое воспаление копыт.

Последнее наиболее опасно для любой лошади. В особо тяжелых случаях копыта сами снимаются со всех четырех ног и в этой стадии лошадь гуманнее усыпить. Даже воспаление среднего уровня оставляет последствия на всю оставшуюся жизнь коня.

Важно! Главное, в содержании Русского тяжеловоза – не перекормить.

Даже в рамках одной породы все лошади держат тело по-разному. Кому-то надо больше еды, кому-то меньше. Норма устанавливается «методом тыка».

В остальном Русский тяжеловоз – неприхотливая лошадь, не требующая особенных условий содержания.

Продуктивные характеристики

Жеребята отличаются быстрым развитием, в подсосный период прибавляя по 1,2—1,5 кг в сутки. Кобылы отличаются хорошей оплодотворяемостью: обычное количество получаемых жеребят 50—85 голов от 100 маток. При грамотном содержании получают даже 90—95 жеребят.

К плюсам этой породы можно отнести и продуктивное долголетие. Производящий состав кобыл Русского тяжеловоза используют до 20—25 лет. Молочная продуктивность кобыл мало уступает удойности некоторых пород крупного рогатого скота. Средняя удойность кобыл 2,5—2,7 тыс. л в год.

Интересно! Рекордсменка по надоям – кобыла Лукошка дала 3,1 т молока за 197 дней лактации. При такой молокоотдаче неудивительно, что уже в 6 месяцев жеребята весят 250 кг.

Применение

Благодаря своим небольшим размерам сегодня эта порода стала действительно универсальной и находит применение как в хозяйстве, так и в конно-спортивных клубах и в продуктивном коневодстве.

Благодаря спокойному характеру они годятся для начинающих всадников. Хотя нарушать технику безопасности и садиться в седло в легкой обуви или кроссовках, как на этом фото с лошадью породы Русский тяжеловоз, нельзя даже при флегматичном темпераменте коня.

Важно! Езда верхом в кроссовках возможна только при наличии ограничителей на стременах.

Высокая скорость передвижения, свойственная далеко не всем породам тяжеловозов, позволяет запрягать коней этой породы в прогулочные экипажи.

Учитывая костюм кучера и строения на заднем плане, не совсем аутентичная порода для этой местности. Но в прогулочный экипаж их запрягают не так уж часто. Гораздо чаще эти лошади нужны, что подвезти сено, вывезти навоз, съездить в лес за дровами или выполнить другую домашнюю работу, необходимую в селе.

На заметку! Проходимость лошади выше, чем проходимость любого другого транспорта.

Отзывы

Сергей Сорокопут, пос. Ульяновка Для меня тяжик – незаменим в хозяйстве. И именно Русский. Он некрупный и места требует тоже немного по сравнению с тем же Советским тяжеловозом. Очень крупных грузов мне возить не приходится, а поле луг конной косилкой скосить, потом сено собрать. То же сено коровам завезти, как раз мой Русский отлично справится. Характер у него спокойный, но вот содержание вместе с коровами не практикую. За коня боюсь. Именно потому, что слишком мирный, а с коровами надо уметь себя поставить. Диана Стрельникова, пос. Юрманга Купила именно Русского тяжа из соображений, что на него проще будет подобрать хомут и по размерам корпуса он не особенно отличается от обычной деревенской лошади. А то телега с санями нам пот прошлых хозяев достались, когда мы дом в деревне купили. Там явно какую-то некрупную лошадь держали. Оглобли тяжику подошли, а вот хомут пришлось покупать новый, как и шлею. Все-таки шея у тяжеловоза мощнее, чем у обычной беспородной лошадки. Сейчас наш Дивный – незаменимый помощник. Часто если надо съездить по соседству, его запрягаем. Он и достаточно быстрый, и бензина не требует. А пробежаться куда-то, так лошади все равно нужно больше движения, чем она на выгуле получает.

Заключение

Лошади породы русский тяжеловоз хорошо приспособлены к российскому климату и прекрасно себя чувствуют не только в относительно теплых районах, но и в северных регионах РФ. Это отличный помощник в работе по хозяйству.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *